Страничка психолога

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

"Кондровская средняя общеобразовательная школа № 3"

 

Страничка психолога

Сообщество "Скинь мяч!" – это про поддержку в любых условиях, нам важно, чтобы среда, которую мы создаем, была безопасна для всех участников вне зависимости от их возраста, пола и т.д.

https://vk.com/droptheball

 


 

Общие принципы работы с детьми

 

  • Главная задача родителей и других взрослых – это сохранить и поддержать физическое и психологическое здоровье детей. И НЕ потерять свое.
  • Наши дети способны к тому, чтобы в сегодняшней ситуации (безусловно экстремальной) стать либо Вашими помощниками, либо дополнительным стрессом, все зависит от стратегии и тактики Вашего поведения.
  • Для ребенка любого возраста карантин – стресс: НЕ общаться со сверстниками, НЕ гулять на детской площадке и около, НЕ ходить в спортивную секцию, в кружки, в сад или школу, а еще — видеть рядом маму или папу и НЕ подходить к ним, когда хочешь – это мука. Неудивительно, если ребенок будет бегать по потолку.
  • Важно объяснить ребенку, для чего нужен карантин, при этом не драматизировать ситуацию и самим не поддаваться панике, ведь ребенок – прекрасный психолог. Легко считывая Ваше настроение и эмоциональное состояние, он может реагировать или по принципу заражения, или выражать свой протест агрессией. С детьми необходимо быть предельно искренними, они чувствуют любую фальшь.
  • И здесь необходимо вернуться к такой форме жизни как распорядок дня: подъем, завтрак, работа, отдых, сон и т. д. По Вашему усмотрению. Эти рамки упорядочат нормальное сосуществование взрослых и детей. (Посмотрите пример подобного распорядка ниже – Приложение 1). На семейном совете обсудите временные рамки, содержание "документа" и неукоснительно следуйте им, невзирая на возмущения. Продумайте адекватную систему поощрений и наказаний.
  • Не забывайте о необходимости физической активности детей для снижения накала страстей. Поэтому главное сейчас эту активность канализировать в мирное русло и организовывать по возможности подвижные игры: например, бег на четвереньках, жмурки, "Холодно-горячо", прятки, танцы под музыку, но так чтобы не поломать мебель и не травмировать самого ребенка.
  • Если у вас, к счастью, двое или более детей, особенно разновозрастных и они не очень ладят, необходимо их развести в пространстве и во времени: младшего рано укладывать спать и рано поднимать, а старший наоборот: поздно ложится и поздно встает; тогда пересекаться они будут не постоянно, и следовательно, конфликтные отношения будут упорядочены.
  • Если все же конфликтов не избежать, необходимо в закрытом пространстве карантина организовать место для отреагирования агрессии: это может быть боксерская груша, если ее нет, то сгодится подушка в двойной наволочке.
  • И главное – у нас появилась возможность освоить новый способ бытия, пожить иначе, будем благодарны жизни за это и искать во всем позитив.


 

Как сохранить душевное равновесие на карантине

 

Сейчас многие люди пребывают в стрессовом состоянии из-за тревожных новостей, которые касаются коронавируса и не только. Волноваться в сложившейся ситуации — нормально. Запрещать себе думать о плохом — бесполезно, но чтобы тревожные мысли не захватили вас целиком, постарайтесь настроить себя на лучшее: "Да,сейчас трудное время, но все встанет на свои места". Внимательно относитесь к информации и не верьте сомнительным источникам. Если есть возможность, меньше времени уделяйте интернету — лучше сфокусироваться на себе.

 

Никто из нас не в силах повлиять на происходящее в мире, но в наших силах — управлять собственным уровнем стресса. Как раз этим и надо заниматься. Паника и дистресс — негативный тип стресса — уничтожают людей так же, как вирус. Дистресс характеризуется снижением работоспособности, подавленным состоянием, резкими перепадами настроения, бессонницей, раздражительностью и снижением иммунитета. Во время дистресса мысли бегают по кругу, от этого нарастает тревожность и становится сложно принимать решения. Происходит сужение внимания, и вы концентрируетесь на одном варианте — это так называемое "туннельное мышление". Преодолеть "туннельное мышление" можно, поработав над восприятием. Слышали такую фразу: не можешь изменить ситуацию — меняй отношение к ней? Прекрасный способ жить в наше нестабильное время. Становясь на другую точку зрения, мы можем повлиять и на эмоции, и на наше здоровье, и даже наше окружение. Следовательно, изменив отношение к событию, мы снижаем и степень влияния неприятностей на наш организм.

 

Нужно свыкнуться с мыслью, что мир живет своей жизнь, поэтому любой факт нейтрален по отношению к вам. Никто не старается сделать хорошо или плохо вам лично. В конце концов, нам никто не обещал, что все вокруг будет идеальным. Чтобы сохранить себя, свою целостность нам нужно поменять полярность любого неприятного факта, извлечь из него максимальную выгоду сегодня и сейчас.

 

Очень важно создать на сложный период некое безопасное место для восстановления сил. Что это значит? Помните, дети все время делают себе пещерки, палатки, домики внутри большого дома. Это своеобразный возврат в материнскую утробу, где безопасно, комфортно и хорошо. Если ваши дети строят их сейчас, позволяйте им это делать и даже засыпать в них. И для себя создайте некий кокон безопасности -- любимое кресло, диван, плед. Постарайтесь не работать в этом месте, а заниматься только приятными вещами.

 

Заведите дневник приятных событий за день: что вызвало у вас улыбку, рассмешило, доставило удовольствие. Это поможет вам выработать привычку замечать приятные мелочи. Чтобы снизить уровень тревоги, важно научиться расслабляться. Начните с простых техник релаксации, например, с дыхательной гимнастики. Положите одну руку на грудь, а другую на живот и сделайте глубокий вдох через нос и медленно выдохните через рот. На выдохе считайте до четырех. Если рука на животе поднимается — вы дышите правильно.

 

Для снятия тревоги можно также использовать технику визуализации. Примите комфортное положение, закройте глаза, успокойте дыхание и представьте себе безопасное место. Это может быть что угодно: дом ваших родителей, дача друзей, площадка, на которой вы любили играть в детстве, и так далее. Постарайтесь воссоздать это место в своем воображении во всех деталях и мысленно побудьте там несколько минут.

 

Если, все же несмотря на Ваши усилия, ожидаемого порядка и спокойствия в семье в этот сложный период не удалось организовать, и Вы изнемогаете от навалившихся проблем, предлагаем психотерапевтическую пятиминутку.

 

Ослабление (выход) из стрессовой ситуации. Упражнение на 5-8 минут.

 

1. Сядьте удобно (если возможно – в кресло) и расслабьтесь. Закройте глаза.

 

2. Сделайте 3 глубоких вдоха (на счет 2-3) и длинных выдоха через присомкнутые губы (на 10-12).

 

3. Теперь представьте то, что Вас волнует, расстраивает, возмущает в каком-то виде, в цвете и плотности (клубок, пятно, камень, дым, символ и пр.) и определите, где в теле оно разместилось.

 

4. При вдохе Вы, как бы вбирая свет и тепло, направляете их при выдохе мысленно в то место. Медленно и постепенно с каждым вдохом/выдохом оно просветяется, размывается, меняет цвет и плотность, как бы растворяясь.

 

5. Завершение. Откройте глаза. Сделайте вдох/выдох, потянитесь, поднимая руки вверх. Улыбнитесь, подумайте и скажите: "ВСЕ БУДЕТ ХОРОШО!".

 

6. Если не получится с первого раза, не огорчайтесь! Как только появится возможность, вновь сделайте это упражнение и с каждым разом будет все легче.

 


 

Игры и игрушки

 

Здесь важно учитывать возраст детей.

 

Для малышей, пока они не видят, нужно освободить тихонько игровую зону от лишних игрушек (это будет "банк"). Если спросит ребенок, о какой-то конкретной игрушке, сказать, что она скоро "подойдет", а остальные "спят, гуляют" и т. п. Но скорее всего, ребенок и не вспомнит. Отобрать вместе с ребенком любимые или необходимые, показывая по одной и складывая на столике или в манеже. Практика горы игрушек ошибочная: множество ярких предметов рассеивает внимание, угнетает творчество, невротизирует. Педагог Фребель рекомендовал для ребенка одну игрушку в месяц (!!), лишь тогда это будет подлинная игра-познание, а не манипуляция. 3-5 игрушек перед ребенком вполне достаточно, после можно, какие-то убрав, заменить на другие из "банка".

 

Для дошкольника можно превратить карантин в игру: халаты, маски, и другая атрибутика "больницы" могут быть настолько востребованы, что ребенок надолго увлечется, а "пациентами" будут куклы, мишки и другие игрушки. Не запрещайте детям играть в "страшный карантин", даже со смертельным исходом, через игру ребенок овладевает своими страхами и тревогой и приходит к счастливому концу.

 

Младшим школьникам и даже подросткам можно ненавязчиво предложить увлекательный "КВЕСТ- карантин", где главный герой Вирус может превращаться (мутировать), прятаться и убегать, а его ищут и сажают в особую клетку на замок и так далее – на помощь бурная фантазия ребенка.

 

Старшеклассникам дать задание "разработать вакцину" и написать свою инструкцию о защите, поговорить о социальной ответственности каждого не только за себя, но и за наиболее слабых и уязвимых людей, в соответствии с девизом "Если бы президентом был я". Дети могут подключать сверстников, друзей и обсуждать стратегию по противодействию пандемии по Скайпу или телефону. Конечно, Ваше участие может быть востребовано, но не в полной мере, главное – вбросить идею.

 

Игра — это всегда и развитие, и терапия, и адаптация.

 

Есть секрет — чем больше играют наши дети, тем более проявленной будет их учебная мотивация в школе.

 

Современное поколение детей не получает того количества стимулов в разных каналах восприятия, которое было бы важно. У них перестимулирован визуальный канал, остальные — часто дефицитарны.

 

Итак, что делать на карантине дома с детьми?

 

Визуальный канал

 

  • Раскрашивать раскраски (распечатки и книжки).
  • Рисовать мандалы.
  • Рисовать одновременно на одном листе.
  • Рисовать зубной щеткой.
  • Рисовать ладонями (ставить отпечатки пальцев и дорисовывать детали).
  • Рисовать с закрытыми глазами.
  • Выкладывать рисунки нитками.
  • Делать ангелов из макарон.
  • Делать игрушки из втулок от туалетной бумаги.
  • "Обрывная аппликация" — вначале на мелкие кусочки руками рвется или цветная бумага, или листки из журналов, затем из обрывков делается коллаж.
  • Играть в цвет дня. Каждый день недели назвать "своим цветом", например, понедельник — красный, вторник — оранжевый, среда — желтый и т. д. по цветам радуги. Каждый день надевать одежду или какую-то деталь одежды определенного цвета, попробовать найти продукты такого цвета, или время от времени кричать, например, "красный" — и нужно быстро дотронуться до предмета этого цвета.

 

Вербальный канал

 

  • Учить каждый день одно новое слово на иностранном языке. Из этого же слова, написанного много раз, можно сделать рисунок.
  • Из букв одного слова составлять другие слова. Например, из букв слова "трансформатор" можно придумать "торт", "трон", "март", "рот", "форма", "фарт" и прочее.
  • Играть в "Телеграмму". На каждую букву загаданного слова придумать слово, так чтоб получилось предложение. Например, "СЛОН" — суровый лекарь открывает нашатырь.
  • Петь.
  • Говорить скороговорки.
  • Играть в "Угадай предмет" (часть тела, транспорт), задавая вопросы, на которые можно ответить только "да" или "нет".

 

Тактильный канал

 

  • Подносы с крупами, в которых можно писать, рисовать, прятать предметы.
  • Игры с водой. Например, запускать кораблики по воде, перемещать их дыханием.
  • Домашние бассейны с шариками.
  • Узнавать предметы на ощупь. Эту игру любят и взрослые дети. Можно предлагать различать продукты на вкус, специи и продукты — по аромату.

 

Аудиальный канал

 

  • Слушать тишину.
  • Закрыть глаза и различить как можно больше звуков.
  • Написать букву "р" — в строку от совсем маленькой до огромной. А в другой строке от огромной до маленькой. Просить ребенка, чтоб произносил звук, повышая громкость (чем меньше буква, тем тише голос).
  • С закрытыми глазами угадывать, по какому предмету ударили (ложкой, карандашом).

 

Пространственное восприятие

 

Такие игры стимулируют концентрацию и развитие долей мозга, связанных с математическими способностями, критическим мышлением.

 

  • Магнитный конструктор.
  • Мозаики, которые потом можно проглаживать утюгом и получаются подставки под чашки.
  • Оригами.
  • Джанга.
  • Микадо. Можно вместо промышленных "палочек" использовать карандаши, ложки.
  • Шашки, шахматы, домино.
  • Пазлы.
  • Можно учить детей пришивать пуговицы, вышивать, вязать, плести макраме.
  • Запускать волчки, наблюдать за их кружением.
  • Домашний квест, поиски сокровищ.
  • Перемещаться по комнате с закрытыми глазами, ориентируясь только на команды партнера по игре. Можно говорить — "вправо", "влево", "прямо". А можно молча — прикасаясь к правому, левому плечу, спине.

 

Игры с дыханием

 

  • Мыльные пузыри.
  • Аэробол. Дуем на обертки из-под конфет (или передавая друг другу, или, "задувая" голы).
  • Задувать свечи.
  • Стараться поддерживать в воздухе легкий предмет — например, перо.
  • Вместе петь.
  • Через широкие коктейльные трубочки дуть на шарик из бумаги — попадать им в "цель".

 

Социальные игры

 

  • Ролевые игры с куклами и игрушками, домашний театр.
  • Теневой театр.
  • Можно вместе заниматься кулинарией, играть в ресторан. Это здорово помогает, когда нужно быстро приготовить обед. Усадить ребенка за рисованием меню.
  • Варить вместе шоколад.
  • Делать мини-спектакли, записывать их на камеру телефона.
  • Делать домик из подушек и пледов — ходить в гости.
  • "Встретить" детей с друзьями — в Zoom, чате "Вайбера" и т. д.
  • Оркестр. Инструменты — все, что издает звук в доме.

 

Движение

 

  • Твистер.
  • Пальчиковый твистер.
  • Прыжки на шаре-прыгунке. Вместо батута — прыжки на разрешённой подушке.
  • Прятки.
  • Битва подушками.
  • Битва шариками.
  • Танцевать "разное настроение". Если совсем мало места, можно ниткой выложить границы "танцпола" и ввести дополнительное правило — за них не выходить.

 

Дата последнего обновления страницы 22.03.2021
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»