Сообщество "Скинь мяч!" – это про поддержку в любых условиях, нам важно, чтобы среда, которую мы создаем, была безопасна для всех участников вне зависимости от их возраста, пола и т.д.
https://vk.com/droptheball
Общие принципы работы с детьми
- Главная задача родителей и других взрослых – это сохранить и поддержать физическое и психологическое здоровье детей. И НЕ потерять свое.
- Наши дети способны к тому, чтобы в сегодняшней ситуации (безусловно экстремальной) стать либо Вашими помощниками, либо дополнительным стрессом, все зависит от стратегии и тактики Вашего поведения.
- Для ребенка любого возраста карантин – стресс: НЕ общаться со сверстниками, НЕ гулять на детской площадке и около, НЕ ходить в спортивную секцию, в кружки, в сад или школу, а еще — видеть рядом маму или папу и НЕ подходить к ним, когда хочешь – это мука. Неудивительно, если ребенок будет бегать по потолку.
- Важно объяснить ребенку, для чего нужен карантин, при этом не драматизировать ситуацию и самим не поддаваться панике, ведь ребенок – прекрасный психолог. Легко считывая Ваше настроение и эмоциональное состояние, он может реагировать или по принципу заражения, или выражать свой протест агрессией. С детьми необходимо быть предельно искренними, они чувствуют любую фальшь.
- И здесь необходимо вернуться к такой форме жизни как распорядок дня: подъем, завтрак, работа, отдых, сон и т. д. По Вашему усмотрению. Эти рамки упорядочат нормальное сосуществование взрослых и детей. (Посмотрите пример подобного распорядка ниже – Приложение 1). На семейном совете обсудите временные рамки, содержание "документа" и неукоснительно следуйте им, невзирая на возмущения. Продумайте адекватную систему поощрений и наказаний.
- Не забывайте о необходимости физической активности детей для снижения накала страстей. Поэтому главное сейчас эту активность канализировать в мирное русло и организовывать по возможности подвижные игры: например, бег на четвереньках, жмурки, "Холодно-горячо", прятки, танцы под музыку, но так чтобы не поломать мебель и не травмировать самого ребенка.
- Если у вас, к счастью, двое или более детей, особенно разновозрастных и они не очень ладят, необходимо их развести в пространстве и во времени: младшего рано укладывать спать и рано поднимать, а старший наоборот: поздно ложится и поздно встает; тогда пересекаться они будут не постоянно, и следовательно, конфликтные отношения будут упорядочены.
- Если все же конфликтов не избежать, необходимо в закрытом пространстве карантина организовать место для отреагирования агрессии: это может быть боксерская груша, если ее нет, то сгодится подушка в двойной наволочке.
- И главное – у нас появилась возможность освоить новый способ бытия, пожить иначе, будем благодарны жизни за это и искать во всем позитив.
Как сохранить душевное равновесие на карантине
Сейчас многие люди пребывают в стрессовом состоянии из-за тревожных новостей, которые касаются коронавируса и не только. Волноваться в сложившейся ситуации — нормально. Запрещать себе думать о плохом — бесполезно, но чтобы тревожные мысли не захватили вас целиком, постарайтесь настроить себя на лучшее: "Да,сейчас трудное время, но все встанет на свои места". Внимательно относитесь к информации и не верьте сомнительным источникам. Если есть возможность, меньше времени уделяйте интернету — лучше сфокусироваться на себе.
Никто из нас не в силах повлиять на происходящее в мире, но в наших силах — управлять собственным уровнем стресса. Как раз этим и надо заниматься. Паника и дистресс — негативный тип стресса — уничтожают людей так же, как вирус. Дистресс характеризуется снижением работоспособности, подавленным состоянием, резкими перепадами настроения, бессонницей, раздражительностью и снижением иммунитета. Во время дистресса мысли бегают по кругу, от этого нарастает тревожность и становится сложно принимать решения. Происходит сужение внимания, и вы концентрируетесь на одном варианте — это так называемое "туннельное мышление". Преодолеть "туннельное мышление" можно, поработав над восприятием. Слышали такую фразу: не можешь изменить ситуацию — меняй отношение к ней? Прекрасный способ жить в наше нестабильное время. Становясь на другую точку зрения, мы можем повлиять и на эмоции, и на наше здоровье, и даже наше окружение. Следовательно, изменив отношение к событию, мы снижаем и степень влияния неприятностей на наш организм.
Нужно свыкнуться с мыслью, что мир живет своей жизнь, поэтому любой факт нейтрален по отношению к вам. Никто не старается сделать хорошо или плохо вам лично. В конце концов, нам никто не обещал, что все вокруг будет идеальным. Чтобы сохранить себя, свою целостность нам нужно поменять полярность любого неприятного факта, извлечь из него максимальную выгоду сегодня и сейчас.
Очень важно создать на сложный период некое безопасное место для восстановления сил. Что это значит? Помните, дети все время делают себе пещерки, палатки, домики внутри большого дома. Это своеобразный возврат в материнскую утробу, где безопасно, комфортно и хорошо. Если ваши дети строят их сейчас, позволяйте им это делать и даже засыпать в них. И для себя создайте некий кокон безопасности -- любимое кресло, диван, плед. Постарайтесь не работать в этом месте, а заниматься только приятными вещами.
Заведите дневник приятных событий за день: что вызвало у вас улыбку, рассмешило, доставило удовольствие. Это поможет вам выработать привычку замечать приятные мелочи. Чтобы снизить уровень тревоги, важно научиться расслабляться. Начните с простых техник релаксации, например, с дыхательной гимнастики. Положите одну руку на грудь, а другую на живот и сделайте глубокий вдох через нос и медленно выдохните через рот. На выдохе считайте до четырех. Если рука на животе поднимается — вы дышите правильно.
Для снятия тревоги можно также использовать технику визуализации. Примите комфортное положение, закройте глаза, успокойте дыхание и представьте себе безопасное место. Это может быть что угодно: дом ваших родителей, дача друзей, площадка, на которой вы любили играть в детстве, и так далее. Постарайтесь воссоздать это место в своем воображении во всех деталях и мысленно побудьте там несколько минут.
Если, все же несмотря на Ваши усилия, ожидаемого порядка и спокойствия в семье в этот сложный период не удалось организовать, и Вы изнемогаете от навалившихся проблем, предлагаем психотерапевтическую пятиминутку.
Ослабление (выход) из стрессовой ситуации. Упражнение на 5-8 минут.
1. Сядьте удобно (если возможно – в кресло) и расслабьтесь. Закройте глаза.
2. Сделайте 3 глубоких вдоха (на счет 2-3) и длинных выдоха через присомкнутые губы (на 10-12).
3. Теперь представьте то, что Вас волнует, расстраивает, возмущает в каком-то виде, в цвете и плотности (клубок, пятно, камень, дым, символ и пр.) и определите, где в теле оно разместилось.
4. При вдохе Вы, как бы вбирая свет и тепло, направляете их при выдохе мысленно в то место. Медленно и постепенно с каждым вдохом/выдохом оно просветяется, размывается, меняет цвет и плотность, как бы растворяясь.
5. Завершение. Откройте глаза. Сделайте вдох/выдох, потянитесь, поднимая руки вверх. Улыбнитесь, подумайте и скажите: "ВСЕ БУДЕТ ХОРОШО!".
6. Если не получится с первого раза, не огорчайтесь! Как только появится возможность, вновь сделайте это упражнение и с каждым разом будет все легче.
Игры и игрушки
Здесь важно учитывать возраст детей.
Для малышей, пока они не видят, нужно освободить тихонько игровую зону от лишних игрушек (это будет "банк"). Если спросит ребенок, о какой-то конкретной игрушке, сказать, что она скоро "подойдет", а остальные "спят, гуляют" и т. п. Но скорее всего, ребенок и не вспомнит. Отобрать вместе с ребенком любимые или необходимые, показывая по одной и складывая на столике или в манеже. Практика горы игрушек ошибочная: множество ярких предметов рассеивает внимание, угнетает творчество, невротизирует. Педагог Фребель рекомендовал для ребенка одну игрушку в месяц (!!), лишь тогда это будет подлинная игра-познание, а не манипуляция. 3-5 игрушек перед ребенком вполне достаточно, после можно, какие-то убрав, заменить на другие из "банка".
Для дошкольника можно превратить карантин в игру: халаты, маски, и другая атрибутика "больницы" могут быть настолько востребованы, что ребенок надолго увлечется, а "пациентами" будут куклы, мишки и другие игрушки. Не запрещайте детям играть в "страшный карантин", даже со смертельным исходом, через игру ребенок овладевает своими страхами и тревогой и приходит к счастливому концу.
Младшим школьникам и даже подросткам можно ненавязчиво предложить увлекательный "КВЕСТ- карантин", где главный герой Вирус может превращаться (мутировать), прятаться и убегать, а его ищут и сажают в особую клетку на замок и так далее – на помощь бурная фантазия ребенка.
Старшеклассникам дать задание "разработать вакцину" и написать свою инструкцию о защите, поговорить о социальной ответственности каждого не только за себя, но и за наиболее слабых и уязвимых людей, в соответствии с девизом "Если бы президентом был я". Дети могут подключать сверстников, друзей и обсуждать стратегию по противодействию пандемии по Скайпу или телефону. Конечно, Ваше участие может быть востребовано, но не в полной мере, главное – вбросить идею.
Игра — это всегда и развитие, и терапия, и адаптация.
Есть секрет — чем больше играют наши дети, тем более проявленной будет их учебная мотивация в школе.
Современное поколение детей не получает того количества стимулов в разных каналах восприятия, которое было бы важно. У них перестимулирован визуальный канал, остальные — часто дефицитарны.
Итак, что делать на карантине дома с детьми?
Визуальный канал
- Раскрашивать раскраски (распечатки и книжки).
- Рисовать мандалы.
- Рисовать одновременно на одном листе.
- Рисовать зубной щеткой.
- Рисовать ладонями (ставить отпечатки пальцев и дорисовывать детали).
- Рисовать с закрытыми глазами.
- Выкладывать рисунки нитками.
- Делать ангелов из макарон.
- Делать игрушки из втулок от туалетной бумаги.
- "Обрывная аппликация" — вначале на мелкие кусочки руками рвется или цветная бумага, или листки из журналов, затем из обрывков делается коллаж.
- Играть в цвет дня. Каждый день недели назвать "своим цветом", например, понедельник — красный, вторник — оранжевый, среда — желтый и т. д. по цветам радуги. Каждый день надевать одежду или какую-то деталь одежды определенного цвета, попробовать найти продукты такого цвета, или время от времени кричать, например, "красный" — и нужно быстро дотронуться до предмета этого цвета.
Вербальный канал
- Учить каждый день одно новое слово на иностранном языке. Из этого же слова, написанного много раз, можно сделать рисунок.
- Из букв одного слова составлять другие слова. Например, из букв слова "трансформатор" можно придумать "торт", "трон", "март", "рот", "форма", "фарт" и прочее.
- Играть в "Телеграмму". На каждую букву загаданного слова придумать слово, так чтоб получилось предложение. Например, "СЛОН" — суровый лекарь открывает нашатырь.
- Петь.
- Говорить скороговорки.
- Играть в "Угадай предмет" (часть тела, транспорт), задавая вопросы, на которые можно ответить только "да" или "нет".
Тактильный канал
- Подносы с крупами, в которых можно писать, рисовать, прятать предметы.
- Игры с водой. Например, запускать кораблики по воде, перемещать их дыханием.
- Домашние бассейны с шариками.
- Узнавать предметы на ощупь. Эту игру любят и взрослые дети. Можно предлагать различать продукты на вкус, специи и продукты — по аромату.
Аудиальный канал
- Слушать тишину.
- Закрыть глаза и различить как можно больше звуков.
- Написать букву "р" — в строку от совсем маленькой до огромной. А в другой строке от огромной до маленькой. Просить ребенка, чтоб произносил звук, повышая громкость (чем меньше буква, тем тише голос).
- С закрытыми глазами угадывать, по какому предмету ударили (ложкой, карандашом).
Пространственное восприятие
Такие игры стимулируют концентрацию и развитие долей мозга, связанных с математическими способностями, критическим мышлением.
- Магнитный конструктор.
- Мозаики, которые потом можно проглаживать утюгом и получаются подставки под чашки.
- Оригами.
- Джанга.
- Микадо. Можно вместо промышленных "палочек" использовать карандаши, ложки.
- Шашки, шахматы, домино.
- Пазлы.
- Можно учить детей пришивать пуговицы, вышивать, вязать, плести макраме.
- Запускать волчки, наблюдать за их кружением.
- Домашний квест, поиски сокровищ.
- Перемещаться по комнате с закрытыми глазами, ориентируясь только на команды партнера по игре. Можно говорить — "вправо", "влево", "прямо". А можно молча — прикасаясь к правому, левому плечу, спине.
Игры с дыханием
- Мыльные пузыри.
- Аэробол. Дуем на обертки из-под конфет (или передавая друг другу, или, "задувая" голы).
- Задувать свечи.
- Стараться поддерживать в воздухе легкий предмет — например, перо.
- Вместе петь.
- Через широкие коктейльные трубочки дуть на шарик из бумаги — попадать им в "цель".
Социальные игры
- Ролевые игры с куклами и игрушками, домашний театр.
- Теневой театр.
- Можно вместе заниматься кулинарией, играть в ресторан. Это здорово помогает, когда нужно быстро приготовить обед. Усадить ребенка за рисованием меню.
- Варить вместе шоколад.
- Делать мини-спектакли, записывать их на камеру телефона.
- Делать домик из подушек и пледов — ходить в гости.
- "Встретить" детей с друзьями — в Zoom, чате "Вайбера" и т. д.
- Оркестр. Инструменты — все, что издает звук в доме.
Движение
- Твистер.
- Пальчиковый твистер.
- Прыжки на шаре-прыгунке. Вместо батута — прыжки на разрешённой подушке.
- Прятки.
- Битва подушками.
- Битва шариками.
- Танцевать "разное настроение". Если совсем мало места, можно ниткой выложить границы "танцпола" и ввести дополнительное правило — за них не выходить.